Предыдущая Выпускники Следующая

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ КОЗАКОВ


Имя первого человека, таранившего вражеский самолет, известно всем - Нестеров. А вот имя второго почему-то на слуху только у знатоков авиационной истории. Хотя таран Александра Козакова, совершенный им в марте 1915 г., не менее знаменателен. И не в последнюю очередь тем, что летчик остался жив...

Александр Александрович Козаков родился в 1888 году. В 1899-1906 годах учился в Воронежском Михайловском кадетском корпусе, затем в Елисаветградском кавалерийском училище. В 1908 г. произведен в корнеты 12 уланского Белгородского полка. Сразу после производства увлекся молодой тогда авиацией и поступил в Офицерскую воздухоплавательную школу, которую закончил в 1914 году.

Во время I мировой войны сбил 17 самолетов противника лично и еще 15 - в группе. По сравнению с послужным списком немецких асов кажется, что это не так уж и много. Но надо учитывать, что русская система подсчета сбитых самолетов сильно отличалась от германской: если немцы своим асам "верили на слово", то русским летчикам требовалось еще и подтверждение с земли, а его получить удавалось не всегда. Поэтому в авиационных документах тех лет так много фраз типа: "загорелся и резко ушел со снижением", "ушел к земле с сильным креном" и так мало коротких слов вроде: "сбит":

9 марта 1915 года совершил первый в мире успешный воздушный таран. За подвиги в небе над Галицией был награжден орденом Святого Георгия - высшей военной наградой России.

Командовал авиаотрядами XIV и XIX армейских корпусов, а с августа 1916 года - лучшим авиационным соединением русской армии 1-й боевой авиагруппой (БАГ).

Послевоенная судьба Козакова сложилась трагически. Потомственный дворянин, он не принял революции, уехал в захваченный англичанами Мурманск и возглавил там 1-й Славянско-Британский авиаотряд. Командовал им так же блестяще, как и 1-й БАГ, был ранен. В 1919 г. английские войска начали эвакуацию из Мурманска. Козакову предложили служить в Англии - официально он уже год числился майором Королевских воздушных сил.

Не желая покидать Родину и служить чужой стране, Козаков вечером 21 июля 1919 г поднял свой "Сопвич-Кэмел" в воздух, долго летал на нем на высоте 10-15 м над землей, потом свечой взмыл вверх, как будто для "мертвой петли", завис в верхней точке и рухнул вниз...

Предыдущая К началу страницы Следующая